Камуччини


Камуччини
, Винченцо (Camuccini, Vincenzo) 1771, Рим — 1844, Рим. Итальянский живописец, рисовальщик. Римская школа. Учился у Д. Корви и своего брата П. Камуччини. Копировал фрески мастеров XVI и XVII вв., изучал живопись Корреджо, Рафаэля, Микеланджело. Работал в Риме, Равенне, Пьяченце, Неаполе, Катании, а также Париже и Мюнхене. Испытал влияние Менгса и Давида. С 1806 — президент римской Академии Св. Луки и глава римской конгрегации художников "Виртуозы Пантеона". В 1814 назначен Пием VII инспектором Гос. живописных собраний и папских коллекций в Ватикане. Прекрасный знаток античности, занимался проблемами реставрации памятников искусства. С 1820 — член Института Франции. В 1836 ему, единственному среди художников, было разрешено присутствовать при вскрытии гробницы Рафаэля. Писал картины на религиозные, мифологические и исторические сюжеты, портреты. Занимался монументальной живописью и мозаикой. Уже в ранних произведениях — цикле фресок для виллы Боргезе (Архелай представляет юношу Париса Гекубе, Юный Парис и двое пастухов, Архелай, обучающий юного Париса, 1790—1796), выполненных по программе, составленной Г. Гамильтоном, заявил о себе как о мастере неоклассицистического направления. Сильная светотеневая лепка фигур, сентиментально трактованные мифологические сцены и оттенок некоторого нарочитого археологизма свидетельствуют о еще не вполне сформировавшемся стиле художника. В алтарных образах 1820—1840-х для собора в Равенне (Св. Григорий и Св. Августин) для люнета апсиды церкви Сан Паоло фуори ле Мура в Риме (Обращение св. Павла и Св. Павел на третьем небе, 1829—1835), собора в Террачине (Погребение Христа, 1841) художник вырабатывает индивидуальный стиль, в котором поиск идеальных образов Рафаэля сочетается с подражанием колористическим достижениям венецианцев и особенно живописным приемам Корреджо. Служившие образцами для копирования молодыми художниками картины Камуччини на исторические сюжеты Смерть Цезаря (1798), Смерть Виргинии (1804, обе — Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте), Фридрих Барбаросса отдает командование Перуджей Лодовико Бальони (1807—1809, Рим, собрание Камуччини) стали классическими примерами живописи итальянского неоклассицизма. Как костюмированные театральные сцены выглядят большие полотна, выполненные для Квиринальского дворца в Риме по заказу Мюрата по случаю ожидаемого прибытия Наполеона, — Птолемей Филадельфийский в библиотеке Александрии и Карл Великий приказывает итальянским ученым основать университет в Париже (1812, Рим, палаццо Монтечиторио). Отсутствие глубокого эмоционального настроения восполняется в них внешне эффектной пластикой поз персонажей, точностью исторических деталей. В выполненной по заказу банкира Торлония в 1807 в римском палаццо Болонетти фреске Совет богов в зале Психеи (не сохранилась, но известна по описанию современников) Камуччини, по-видимому, вторил манере росписей виллы Боргезе. В 1816—1817 принял участие в украшении музея Кьярамонти в Ватикане, исполнив несколько фресок в люнетах зала Браччо Нуово, прославлявших деяния Пия VII в области искусств. Тонки по живописному исполнению портреты Камуччини (Автопортрет, Канталупо, Музей Камуччини; Графиня Е. П. Шувалова, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), в которых сказалось увлечение творчеством английских портретистов XVIII в. По торжественной представительности образов близки работам Батони портреты Пия VII (Рим, собрание Лемм) и императора Фердинанда II (Канталупо, Музей Камуччини). Личность Камуччини, художника и общественного деятеля, выразила многие характерные особенности итальянской культуры рубежа XVIII—XIX вв. С одной стороны, это был человек, противившийся новым веяниям, не принявший эстетических установок итальянских художников-романтиков, с другой — художник, сам искавший новые пути в искусстве. Он был членом созданной живописцем Ф. Джани в Риме "Академии размышляющих" ("Academia de Pensieri"), возникшей в противовес официальной Академии Св. Луки. В графических произведениях, исполненных пером и кистью с отмывкой бистром (Канталупо, Музей Камуччини), Камуччини искал приемы новой живописности, более непосредственной и правдивой передачи натуры. Камуччини пользовался большим авторитетом в официальных академических кругах, но в среде художников-романтиков его имя вызывало острую неприязнь и ассоциировалось со всем косным и отжившим в итальянском искусстве. В Канталупо создан музей художника.
Лит.: Арган Дж. К. История итальянского искусства. М., 1990. Т. 1; Missirini M. Memorie per servire alla storia della Romana Accademia di S. Luca fino alla morte di Antonio Canova. Roma, 1923; Heisinger U. W. The Paintings of Vincenzo Camuccini. 1771—1844 // The Art Bulletin. 1978. Vol. 60. № 2.
Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Камуччини" в других словарях:

  • Камуччини — Камуччини, Винченцо Винченцо Камуччини Vincenzo Camuccini Автопортрет Дата рождения …   Википедия

  • Камуччини, Винченцо — Винченцо Камуччини Vincenzo Camuccini Автопортрет …   Википедия

  • Паладжи — Пеладжио (Palagi, Pelagio) 1775, Болонья 1860, Турин. Итальянский живописец декоратор, художник орнаменталист переходного периода от неоклассицизма к романтизму. Родом из Болоньи, где сначала учился у падре Лодоли, затем в Академии художеств. С… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Минарди — Томмазо (Minardi, Tommaso) 1787, Фаэнца 1871, Рим. Итальянский живописец и рисовальщик. Один из видных представителей итальянского пуризма. Родился в Фаэнце, обучался живописи и рисунку у местного художника Дж. Дзаулли; путешествовал с ним по… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Егоров, Алексей Егорович — В Википедии есть статьи о других людях с именем Егоров, Алексей. Алексей Егорович Егоров …   Википедия

  • Бенвенути — Пьетро (Benvenuti, Pietro) 1769, Ареццо 1844, Флоренция. Известный итальянский живописец и рисовальщик эпохи неоклассицизма. Окончил Академию художеств Флоренции, в 1788 1804 находился в Риме в качестве пенсионера, затем работал в Ареццо и… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Ланди — Гаспаре (Landi, Gaspare) 1756, Пьяченца 1830, Пьяченца. Итальянский живописец. Родился в бедной семье Эрколе и Франчески Рицци, воспитывался у отцов иезуитов, затем в доме маркиза Дж. Б. Ланди делле Казелле. Не получив в Тоскане специального… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Торвальдсен — Бертель (Thorvaldsen, Bertel) 1770, Копенгаген 1844, Копенгаген. Датский скульптор, рисовальщик. Наряду с А. Кановой крупнейший мастер европейского неоклассицизма. В 1781 1793 занимался у Н. А. Абильгора и В. Видевельта в Академии художеств… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Иванов, Александр Андреевич — живописец, академик; род. 16 июля 1806 г., умер 3 июля 1858 г. в Петербурге. Родившись в стенах Академии Художеств отец Иванова был одним из лучших профессоров ее А. А. Иванов стал учиться рисованию, как только мог держать в руках карандаш.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Итальянское искусство* — Архитектура. Итальян. искусство берет свое начало в памятниках первых веков христианства и воспоминаниях об искусстве древнего мира. Разнообразие романской архитектуры, предшествовавшей готической, выразилось в сохранении формы древнехристианской …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.